НА ЗАРЕ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

К.А.Молчанова. Воспитатель. Эстония, Таллинн.

Выступление на конференции по гуманной педагогике, март 2003 г.


«Цепи счастья и цепи раба.
Раб волочит цепь, и звенят смехом звенья счастья.
- Как отличу, Владыко, цепи?
- На чуткое ухо».

Из книги «Зов»

Известно, что всё великое просто, и не будет оно непременно большим по виду. Вот примечательный эпизод из жизни французского пилота, писателя, поэта и мыслителя, великого гуманиста.

Во время гражданской войны в Испании Антуан де Сент-Экзюпери приехал в Мадрид как корреспондент парижских газет. Из-за нелепой случайности он был задержан республиканским патрулем и едва не расстрелян. Его конвоиры не знали французского языка, он – каталанского. Между ним и солдатами пролегла пропасть безнадёжного непонимания. «Вот тут и произошло, - пишет он, - чудо…». Чудо это – человеческая улыбка! Сент Экзюпери жестом попросил у своего конвоира сигарету и чуть заметно улыбнулся.

Конвоир сначала выпрямился, медленно провел рукой по лбу, потом посмотрел уже не на галстук задержанного, а прямо ему в лицо, и, к величайшему изумлению Экзюпери, улыбнулся тоже. Это было как рассвет! В едва заметной улыбке Экзюпери солдат уловил токи тепла жизненного.

Улыбка спасла жизнь… Да!

Улыбка несет созидательную силу – любовь. Когда человек действительно умеет любить, он каждым взглядом, каждым прикосновением сеет добро. Подкупает в нём истинная простота – искренность и сердечность. Вся шелуха и суета жизни тогда опадает. И если вспомнить ещё, что Христос рыбакам ноги мыл, то важность в нашей жизни так неуместна! А ведь как часто педагоги нагоняют страх на детей именно своей важностью. Людей же притягивает друг к другу магнит простоты, вызывая ответное чувство. Это –  чувство признательности. Оно не ниже любви.

Улыбка признательности и любви объединяет. Признательность вызывает неугасимое желание тоже сделать что-то хорошее. Человек душевный непременно зажигаетcя. У каждого из нас есть жизненная потребность принести другу лучший цветок сердца – Радость. Так умножаетcя добро или, скажем иначе, увеличивается количество доброй созидательной энергии.

Сколько нам всем нужно ещё перестрадать, чтобы научиться жить, всегда взаимно радуя друг друга! Никакие преобразования в обществе, в государстве, реформы, как видим, не помогают. Люди нравственно ослабели и не стремятся к лучшему, не меняются. Однако время не ждет. Настал срок эволюционно новых взаимоотношений – гуманных. Смысл жизни открывается теперь по-новому. Для каждого человека главным становится развитие внутренней культуры, особенно для педагогов. Опираясь на выводы из опыта собственной жизни, хочется сказать, что положительный сдвиг сознания - в самовоспитании чувства ответственности за своё отношение к детям, за своё поведение. Гуманный подход к воспитанию невозможен без изгнания из сердца ненужных страстей. Раздражение, нетерпимость, самомнение, грубость, жестокость – всё это враги добра. Зло может быть искореняемо лишь Добром. Добро есть эволюционно созидательное Начало и самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое.

Когда мы забываем и утомление, и себя, чтобы кому-то помочь, великая энергия одухотворяет наши поступки и тогда действуешь без промедления. Это Любовь. Она ведёт. Она творит.

Так наше будущее, наше Общее Благо сложится из сознательно приносимых друг другу крупиц искренности и простоты, терпимости и взаимной признательности.

«Улыбка моя – где ты?
И какая борозда пересекла мой лоб?
Где солнечное слово, которым встречу Светило?
Что достойно?
Я кричу, Я утверждаю – любовь!»

Это было в Эстонии в конце Второй Мировой войны. Старушка шла домой с хутора вдоль опушки леса. Ведерко с молоком в руке и кошелёк в другой. Неожиданно кто-то потребовал:

– Отдавай деньги! – Она оглянулась. Солдат в разорванной гимнастёрке схватил за руку.

– Возьми, милый! Возьми, дорогой!.. Вот и молочка попей! – Она протянула ему и то и другое. Разбойник опешил, застыл с кошельком и ведёрком в руках. В следующее мгновение он неожиданно пал на колени перед Старушкой и, рыдая, воскликнул:

– За всю жизнь никто не разговаривал со мной так!

Да, так вести себя, как эта ограбленная старушка, могут немногие. Но как это трогательно, как это восхищает, когда слова несут действенное сострадание к несовершенству другого человека! Какая самоотверженность в таком поведении! Улыбка любви увлекла за собой озлобленный дух. В такой ситуации далеко не у каждого рождаются эманации самоотверженности.

Для большинства из нас проблема любви состоит ведь в том, чтобы быть любимым, а не быть способным любить. Однако опыт показывает, что счастливее не тот, кого любят, а тот, кто сам умеет любить! И любви, оказывается, можно научиться, как и любому другому искусству – музыке, живописи, ремеслу или инженерному делу. Любовь – это тоже искусство! Мастерство же в любом искусстве приходит всегда в результате длительной практики, когда знание и навык сливаются, наконец, воедино – в чувство-знание. Эту истину я постигла тоже на своем опыте жизни.

Проблема большинства современников заключается также ещё и в абсолютизации разума, в предпочтении интеллекта. Современное чисто интеллектуальное образование неполноценно. Оно не одухотворено сердцем, то есть эмоционально не пережито, и истинного знания или мудрости поэтому не дает. Полноценное знание возникает в синтезе ума и сердца. Человеку необходимо это равновесие. В наше интеллектуально голое время требуется водительство не ума, а сердца, потому что истинное сотрудничество складывается только при сердечных взаимоотношениях. Ну, а мы говорим о сотрудничестве между учителем и учеником!

Когда Ш.А.Амонашвили начал повсеместно призывать к созданию лабораторий гуманной педагогики, я воспринимала это сначала абстрактно, только умом. Но когда снова пошла к детям – к детям крайне невоспитанным и гиперактивным, – стала мучаться в общении с ними, размышлять над своим поведением и корректировать свои чувства к ним, то поняла, что же такое Лаборатория гуманной педагогики. Она у каждого своя. Это не исключает необходимости создания общественной структуры под таким же названием или Центра гуманной педагогики. Он уже есть у нас в Эстонии.

В своей внутренней лаборатории я задаю себе следующие вопросы: учить ли совершенству добра, приобщать ли к нравственному опыту человечества детей, которые ничего не хотят, кроме мультиков и жвачек? А почему они не хотят? Отчего они так грубы и невежливы? Почему им и в голову не приходит, что есть иная жизнь?

И отвечаю себе: они окружены грубостью и невежеством семейного быта, пьянством и дракой, азартными боевиками в телевидении, наркотическими ритмами рок-музыки. Всё доброе – утончённое, нежное, ласкающее слух, зрение, обоняние, - ушло из их жизни. В желании воспитателя помочь им увидеть вокруг себя нечто иное они видят только насилие, неосознанно протестуют и стесняются красоты, подражают друг другу во всём безобразном и игнорируют присутствующих взрослых. Вот это показатель вседозволенности, нравственной распущенности в обществе!

Как помочь таким детям, научить хотя бы азбуке культуры? Прихожу к ним беседовать о духовности, о внутренней культуре, а они только и ждут – скорей бы ушла! И даже говорят об этом не стесняясь. Спрашивают: «Сколько ещё пробудете здесь?»…

Теперь подведу итоги своих лабораторных исследований.

Любить – это не получать, это – давать. Старушка, на которую напал солдат, не только кошелёк отдала и предложила молока напиться. Она так жила и не смогла бы поступить иначе. Никому не известная, богиня, научив когда-то своё сердце любить, она обрела качества Высшего Мира – радость жертвенной любви и её божественную улыбку… Вот это та радость, о которой сказано: Радость – особая мудрость!

Настоящий педагог и воспитатель, то есть Учитель по призванию может неправых излечить всё равно только любовью. Но сколько же терпения и времени потребуется для этого? Созидать – не рушить, процесс очень медленный!

Индийский подвижник Рамакришна говорил: «Люби, остальное приложится!». Вот я и надеюсь, терплю и улыбаюсь. А Серафим Саровский, русский святой, напутствовал людей так: «Стяжай в себе дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся!».

В заключение хочу поблагодарить Вас, дорогой Шалва Александрович, поблагодарить Вас за то, что Вы стали Душой гуманной педагогики, что показываете пример долготерпения! И всем нам хочу сказать: Улыбнёмся заре Новой Эры!

 

вернуться