Поездка в Васькнарву

<<вернуться


Памятную дату 4 ноября - день рождения Киры Алексеевны Молчановой, основателя и бессменного председателя Эстонского общества Рериха в течение четверти века, члены общества совместно с кохтла-ярвеским клубом «Родник» решили отметить поездкой в посёлок Васькнарва, где прошло детство Киры Алексеевны (родилась она в волости Сенно около Изборска и Псково-Печорского монастыря, на древнерусской земле, часть которой принадлежала в ту пору Эстонии и называлась Петсеримаа). Детство прошло в Васькнарве и Нарве. В Васькнарве жил ее дедушка Дмитрий Махов (отец матери К.А.), он занимался кожевенным делом. До 1930 года здесь жил и известный рериховед Павел Федорович Беликов. Об этих местах Кира Алексеевна писала в своих воспоминаниях: «Мы, коренные жители Эстонии, русские пограничных районов – Нарвы, Васькнарвы, Печор – жили здесь на протяжении столетий». Она очень любила это место, Васькнарву, всегда тепло вспоминала о нем и очень хотела увидеть его снова. Но не довелось.

Васькнарва находится на левом берегу реки Наровы, у истока Чудского озера. Первое упоминание о поселении относится к 1416 году. Низинная местность, окружённая водой Чудского озера, рек, впадающих в Нарову, и обширных болот, как нельзя более оправдывают своё название -  Сыренск – Сыренец, от слова «сырость». Вот и в тот день нашего приезда в Васькнарву шёл мелкий осенний дождь.

За свою многовековую историю Сыренец неоднократно страдал от пожаров и вновь отстраивался, даже был уездным городом Ингерманландской губернии по указу Петра I.  До войны там проживало тысяча человек, были свои ясли-сад, струнный оркестр, промышляли рыболовством, жили зажиточно. В феврале 1944 году при отступлении немцы посёлок сожгли. С тех пор жизнь в нём еле теплится. Сейчас там постоянно проживают только полсотни человек.

Главная достопримечательность Васькнарвы - возрождённый Храм Ильи-пророка, который теперь составляет её настоящую жизнь. Впервые церковь была построена в начале XIX века, затем была перестроена в 1873 году. От Киры Алексеевны мы знали, что её отец в своё время был регентом в местном храме.

В почти безлюдной Васькнарве белокаменный Ильинский скит Пюхтицкого монастыря поразил нас.  Он занимает большую территорию и огорожен высокой белокаменной стеной. Его великолепие среди заброшенных домов было неожиданным. Со стороны реки его купола отражались в водной глади небольшого озерца или болотца, вызывая наше восхищение, и, казалось, он, подобно белому лебедю, сам любуется своим отражением. Приветливая монахиня провела нас на территорию и разрешила побродить по храму, поклониться иконам.

Мы узнали, что во время войны церковь была разрушена и два десятилетия пролежала в руинах. Чудесному восстановлению её мы обязаны священнику Василию Борину, его подвижническому труду. Он был известен своим даром прозорливости и изгнания злых духов и в 60-е годы служил на Псковщине. Услышав во сне призыв идти в Сыренец и восстанавливать там церковь, он сначала тщетно пытался найти его на карте. Узнав, что так раньше называлась Васькнарва, он обратился к властям с просьбой разрешить ему устранить в разрушенном храме руиноопасность, так как о восстановлении церкви в то время не могло идти и речи. На это разрешение получил, а сам, при активном участии паломников и местных жителей, кроме разбора руин, несмотря на многочисленные трудности, построил церковь. Умер в 1994 году, его могила находится у стены Ильинского храма.

Каждый год 2 августа посёлок становится многолюдным.  На Ильин день сотни людей, чьи корни связаны с Васькнарвой, стремятся приехать туда. За белокаменной стеной накрываются столы с праздничным угощением, и всем хватает за ними места.

До войны граница между Советским Союзом и Эстонией проходила в 10–15 км от правого берега реки, и на противоположный берег легко можно было переправиться на лодках. Теперь граница проходит по реке Нарове, ностальгическая память о былом вдохновила автора на эти поэтические строки:

Ах река, река Нарова,
Течёшь ты с озера Чудского
И волны катишь, как всегда.
Но стала горькою вода:
Граница вдоль легла 
И разделила берега.
В тоске два берега живут
И вместе песен не поют,
И рыбаков нет на реке.
Одни лишь чайки на воде.
А лодки этих рыбаков
Стоят у разных берегов. 
(Линда Марукевич)

Это отрывок из поэмы «Сыренец», в котором её коренной житель А.А.Жейбе описывает жизнь в довоенном причудском посёлке. Можно представить, какие картины могла видеть в детстве наша Кира Алексеевна Молчанова. Постояли мы у пограничного столба Эстонской Республики, а на другом берегу реки Наровы – Российский государственный флаг.

Но нас ожидало еще одно открытие. На берегу Наровы возвышаются развалины средневековой крепости – замка Нейшлосс – построенной рыцарями-крестоносцами Ливонского ордена в ХIV веке. Виктор Месилане, наш краевед, рассказал нам об истории этой самой древней достопримечательности Васькнарвы. Крепость на протяжении веков выполняла своё важное стратегическое назначение. Она неоднократно горела, разрушалась во время войн и вновь отстраивалась. Её история - это история побед и поражений во время Ливонской и Северной войн. Эта крепость -  исторический памятник владычества ливонских рыцарей, шведов и русских. О ней также можно встретить упоминания в московских летописях.

После последнего её разрушения в 1699 году армией Петра I крепость Нейшлосс более не восстанавливалась, она стоит в развалинах, разрушаемая временем, и о былой мощи её можно судить только по толщине трехметровых стен.

Продолжая знакомить нас с историческими памятниками тех мест, Виктор Месилане рассказал о предании, по которому более тысячи лет тому назад княгиня Ольга, собирая дань со своих подданных, на порогах реки Нарова чуть не утонула. В знак благодарности Богу за чудесное спасение Ольга велела поставить на правом берегу аршинный каменный крест, в десяти километрах от этих мест.

Короткий осенний день заставлял нас торопиться, с большим сожалением мы покидали места, уже ставшими для нас близкими. После Васькнарвы мы посетили Пюхтицкий монастырь, Виктор рассказал нам об истории его основания на месте дивного явления пастухам Пречистой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и обретения чудотворной иконы Успения Божией Матери.

Смеркалось.  В придорожном кафе, согреваясь горячим чаем, мы с большим интересом слушали рассказ Татьяны Купава о жизненных уроках, полученных ею от общения с Кирой Алексеевной, о мудрости, трудолюбии и других ценных качествах, которыми Кира Алексеевна обладала и которые взращивала в себе сама. Еще в юном возрасте у нее пробудился интерес к поиску смысла жизни. Ей посчастливилось в жизни встретить замечательных людей, которые стали для нее примером духовного устремления и служения Высшему.

  Уже в темноте мы прошли к знаменитому источнику, чтобы набрать воды. Возвращаясь домой, мы были необыкновенно воодушевлены. Там, стоя на берегу Наровы, мы почувствовали безвременную жизнь тех исторических мест и их притягательную силу, желание приехать туда вновь.

Лариса Абызова



<<вернуться