Беликов – Человек Будущего

Наталия Резник

Выступление на открытии выставки «П.Ф. Беликов. Вестник из будущего», посвящённой 110-летию со дня рождения П.Ф. Беликова

<<вернуться


Жизнь Беликова, этого человека будущего – это яркий пример того, как сама жизнь, кристаллизуясь, подводит человека к определенному моменту решения и выбора. Вот родился на северо-востоке страны человек. Это уже потом напишут, что его жизнь являлась непрерывным восхождением к вершинам Духа и преображением не только его самого, но и культурной жизни страны. А сначала он не только учится в каких-то учебных заведениях и работает, но и упорно занимается самообразованием, т.е. тем, что мы теперь называем расширением сознания: увлечённо изучает основы науки философских школ и направлений, классической литературы и особенно поэзии, то есть проявляет познавательность. Как написано в Живой Этике, «познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, — оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешен от познавания. Посредством психической энергии он найдет возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.  Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают, насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе, именно, такие особенные познаватели будут оценены» (Аум, 271).

В изданных теперь письмах будущей жене Беликов, еще молодой человек, увлеченно рассуждает о религии, христианстве, Троице, смерти, перевоплощении. Он цитирует высказывания философов, писателей и поэтов. Особенно увлекался творчеством Канта, Фёдорова, Гумилёва, Гёте, об этом он говорит в «Воспоминаниях П.Ф. о себе самом». В 30-е гг. Беликов выступает с докладами о философии, литературе, сам пишет стихи. Особое внимание он уделял изучению Востока, его истории, философии, искусства.

Познакомился П.Ф. Беликов и с творчеством Н.К. Рериха, теперь мы знаем, что произошло это в Ленинграде, иногда выступал с докладами о нём и хорошо знал, что таких, как он, много в нашем огромном мире. Но можно сказать, что случай «случается», происходит «чудо»: он получает письмо от Н.К. Рериха. Как напишет впоследствии Павел Федорович, все так называемые «чудеса», связанные с Рерихом, имели, как правило, под собой реальную почву. Это письмо Рериха с просьбой оповещать его о новинках издаваемой литературы и присылать ему некоторые книги очень вдохновило Беликова и послужило толчком для того, чтобы начать собирать материалы о его жизни, творчестве, деятельности.

Так постепенно, с годами у Павла Федоровича сложился большой архив, которым широко пользовались искусствоведы и другие специалисты. Этот архив позволил ему написать биографию Н.К. Рериха и принимать активное участие во всём, что связано с творческой деятельностью всех членов его семьи.

Потом стали выходить книги, написанные П.Ф. Беликовым, - это уже расходились круги от описанного «чуда», вышла книга «Рерих», в серии ЖЗЛ. О великом русском художнике Н.К. Рерихе имелись скудные материалы, больше были известны первые его картины – «Гонец», «Заморские гости», «Город строят» и др., а о его жизни и деятельности за рубежом почти не было сведений. Я впервые увидела его картины в г. Нижний Новгород (тогда г. Горький) в 1970 году, когда была там на практике, это были картины серии «Майтрейя», привезённые Рерихом в Москву в 1926 году и подаренные Советскому правительству. Сначала они исчезли, затем оказались у Максима Горького, а потом были подарены им родному городу.

Судьба занесла меня в Забайкалье, сначала в г. Читу, затем в г. Нерчинск, где она стала заведовать библиотекой гарнизонного Дома офицеров. Комплектование литературой происходило в книжном магазине, где вскоре увидела книгу Беликова П.Ф. «Рерих» из серии ЖЗЛ, это было второе издание. Затем появилась книга «Рерих. Из страниц дневника», в серии «Литературные памятники». В ней всякий раз была ссылка: «Документ из архива П.Ф. Беликова». Появилась мысль: вот бы встретиться с этим Беликовым! Она бы у него узнала многие вещи, которые заинтересовали! Книга из серии ЖЗЛ буквально заворожила, это была целая энциклопедия жизни, а образ самого художника и человека занял все мысли. Меня всегда увлекала такая энциклопедичность знаний и универсальный талант в людях, а тут и художник, и писатель, и путешественник, и общественный деятель, и ученый, а главное – что он рассматривал все сложнейшие социальные явления в планетарном масштабе. Например, касающиеся эволюции человечества, международного сотрудничества в области науки и искусства, а также духовной культуры, ее сохранения для потомков.

Но меня восхитил и сам автор книги о Рерихе – Павел Федорович Беликов. Очень хотелось узнать, как он, живя в Таллинне, столько узнал о Николае Константиновиче?! Интернета не было, письма идут долго, публикаций мало… Настойчиво посещала мысль: «Надо бы как-то попасть в Таллинн и расспросить его». Понимала, что надо слушаться жизни в делах жизни и переработать это в своем сознании, то есть превратить этот факт в событие сознательного масштаба. Всеми мыслями устремляюсь… И как-то так получилось, что волею судьбы я в 1979 году оказалась именно в Таллинне (мужа переводят сюда на службу). Поиски Беликова не увенчались успехом. Но себя не отбрасывала от нужной вехи. Мысль роет тропинку в пространстве, и вот Судьба сталкивает с нужным человеком, она работает на одном предприятии – это Андрей Миллер. На этом же предприятии еще несколько человек: Вера Станкевич, Ирина Биткова, Лидия Фридлянд. Андрей дает нужную книгу и сообщает некоторые факты о Рерихе, о Центрально-Азиатской экспедиции. Буквально озаряет: вот он, Путь. Мы переснимаем книги Живой Этики и Клизовского, изучаем, размышляем… Ищем, не появилось ли у нас Рериховское общество.

И как апофеоз – торжественное открытие в октябре 1989 года Эстонского Общества Рериха (ЭОР). Мы все в Доме композиторов, где это происходило. Здесь видим Киру Алексеевну Молчанову, Председателя ЭОР, она на двух языках произносит приветствие собравшимся (в зале огромное количество людей) и начинает рассказывать об истории восстановления довоенного общества. Звучит имя Беликова Павла Федоровича. К.А. знала его очень давно (он даже сводный родственник), давал ей первые книги для изучения, объяснял трудные места, а потом она стала помогать ему в работе. Благодаря ему она познакомилась и с Юрием Николаевичем, и со Святославом Николаевичем Рерихами. Позже она написала несколько подробнейших статей о Павле Федоровиче (и о Юрии Николаевиче). В тот вечер стало понятно, что это мой Путь, и в пространстве (из Нерчинска в Таллинн), и в духе! Все сошлось в этот момент, вот оно – событие сознательного масштаба! Я узнала о Беликове очень много нового. А главное – что есть Эстонское Общество Рериха, продолжающее его дело. И прошло уже более 30 лет. А Дело, начатое когда-то П.Ф. Беликовым продолжается.

В 2011 году, к столетию со дня рождения Беликова, МЦР была издана книга П.Ф. «Рерих. Опыт духовной биографии». Особенно потрясают страницы подробного анализа Беликовым стихов Николая Константиновича 1915-1916 гг., книги «Цветы Мории» и повести «Пламя», а также некоторых дневниковых записей Рериха, размышления о духовных этапах его жизни, о Зове, об Учителях, о вестнике. Значение ее трудно переоценить.

Теперь в Фейсбуке есть наша страница «Беликов Павел Федорович», где публикуются материалы, относящиеся к его жизни и творчеству, цитаты из его книг и писем, статей. Там же материалы о жизни Эстонского Общества Рериха, его мероприятиях, о Кире Алексеевне Молчановой, а также о жизни рериховского сообщества единомышленников в нашей стране и за рубежом. Каждый желающий может с ними познакомиться.

На открытии Эстонского Общества Рериха в октябре 1989 года я также узнала, что Беликов ушел с земного плана в мае 1982 года, а весной 1981 года он уже был сильно болен. Так уж случилось, что я не смогла встретиться с ним воочию, жизнь разнесла нас друг с другом во времени. Но, может быть, его имя и появилось в моей жизни лишь для того, чтобы укрепить во мне память об этом человеке для какого-то будущего сознания «там впереди». И этот свет впереди светил и светит, чтобы видеть и стремиться.


<<вернуться